У туристов, пользующихся услугами авиакомпаний, иногда возникает вопрос, почему иллюминаторы самолётов имеют округлые очертания, ведь когда-то у всех пассажирских воздушных судов были привычные для земных условий квадратные окошки.
Прямоугольные окна были и у первых реактивных пассажирских лайнеров. Но замена формы иллюминаторов произошла неслучайно. Вся история развития авиастроения сопровождалась борьбой за повышение безопасности полётов. И даже незначительные на первый взгляд усовершенствования здесь принимались после различных трагических происшествий.
Расследование причин ряда однотипных авиакатастроф, случившихся в начале 50-х годов двадцатого века, показало, что к этим трагедиям приводило внезапное разрушение фюзеляжа.
В полёте корпус самолёта подвергается сильным динамическим нагрузкам, вследствие чего возникает эффект «усталости металла». И наибольшее напряжение возникает в углах оконных проёмов. Там сначала появляются мелкие трещинки, которые со временем и приводят к моментальному разрыву металлической конструкции.